В гостях у племени сасаки
Всего два часа на катере, и вы забудете о фешенебельных отелях Бали, уютных ресторанчиках Джимбарана и ночной жизни шумной Куты. Совсем рядом есть другая Индонезия, культура и традиции которой повергнут цивилизованного европейца в шок.
Сегодня я приглашаю вас в деревню Рамбитан на острове Ломбок. Она находится в 20 минутах езды от Матарама – главного города на острове.
Welkome
Деревня Рамбитан – как раз то место, которое лучше один раз увидеть. На въезде туристов встречает приветствие, написанное от руки. О существовании биг-бордов и неоновой рекламы местное население даже не подозревает – все указатели и вывески на территории поселения одинаковые.
Правда, написаны они на английском языке. Кстати, местные жители неплохо изъясняются на нем. Вообще рамбитанцы дружелюбны и открыты к общению. Они привыкли к любопытным туристам, посещающим их богом забытый край. Иностранцы приезжают в деревню с 2000-х. Для местных такие визиты – возможность заработать на продаже риса, овощей и ткацких изделий.
Избушки «на курьих ножках»
Население Рамбитана – сасаки. Они сознательно отвергают достижения цивилизации, стараясь защитить свою культуру и традиции. Этот суверенитет проявляется в организации быта, работе и досуге – буквально во всем. Представьте, в образе жизни людей ничего не изменилось с 1079 года! Во всяком случае, так утверждают местные жители.
Главная достопримечательность Рамбитана – дома под крышей из сухого тростника, выстроившиеся в организованные ряды. Все они построены из плетеного бамбука – без единого гвоздя. Окон в домах нет – только вход.
Архитектура примитивная и простая: фундамент заменяют четыре или шесть достаточно мощных столбов. При виде незамысловатых жилых построек сразу вспоминаются избушки «на курьих ножках» из русских народных сказок. Высушенная трава, которой кроют кровли, согревает помещение ночью и обеспечивает прохладу днем.
Сасаки гостеприимны – в этом наша группа убедилась, получив несколько приглашений в дом или «тюк», как он здесь называется. В Рамбитане нет богатых и бедных – все живут в одинаковых условиях. Внутри все дома разделены на три секции. Первая – для приема гостей, вторая – спальная зона, а третья – для приготовления пищи.
Ткачихи от мала до велика
Семьи зарабатывают на жизнь сельским хозяйством – выращивают рис и некоторые овощные культуры. Поэтому во дворах есть специальные хранилища (они похожи на жилые дома, только меньших размеров). Иногда под «закром» отводят пустующую спальню дочери.
Местные жалуются – на хороший урожай можно рассчитывать только в сезон дождей. Если засуха, им приходится туго. Поэтому вся женская половина Рамбитана – девочки и женщины преклонных лет – осваивают ткацкое ремесло.
Туристы по сложившейся традиции обязательно покупают какое-то изделие на память. Так они выказывают уважение к тяжелому ремеслу местных жителей и стараются их поддержать материально. Полотно у местных ткачих, действительно, знатное – аккуратное, ровное, воздушное, но при этом прочное.
Осторожно! Растения
Индонезия утопает в буйстве зелени. В Рамбитане тоже есть деревья, но они не столь многочисленны. Вблизи построек растительности почти нет. Оказывается, местное население настороженно относится к зеленым насаждениям вблизи дома. Люди всерьез считают, что некоторые виды деревьев могут навлечь беду. Некоторые деревья токсичны, поэтому их не должно быть вблизи жилых домов.
Есть еще одна причина. Местные опасаются, что корни зеленых насаждений разрастутся под «фундамент». И тогда дома окажутся в серьезной опасности.
Традиции Рамбитана
Рамбитан может показаться обычной деревней. Но это впечатление быстро пройдет. Культура и традиции в этом поселении настолько экзотические, что ни в одном другом месте Ломбока и Индонезии больше не встречаются. Только ради этого стоит побывать на экскурсии. Да и цена однодневной поездки, прямо скажем, не очень высокая – около 80 долларов. Ужин в ресторане на Бали обходится примерно в ту же сумму.
Удивительно то, что уборкой в доме занимаются преимущественно мужчины. Уборка сводится к мытью полов один раз в неделю. А заниматься этим почетным делом должен старший член семьи сасаков. Полы в хижинах наливаются из навоза буйвола. Но специфического запаха в помещении не чувствуется.
Еще один древний мужской обычай – «Peresean», т.е. драка, бой. В поединке участвуют двое. Оба вооружены длинными ротанговыми шестами и прямоугольными щитами. Щиты обтянуты коровьими шкурами. Местные рассказывают, что в былые времена парни дрались до крови. А теперь это представление больше рассчитано на туристов. Часто этот боевой ритуал используется, чтобы задобрить духов дождя.
Второй военный обычай – шествие мужчин с огромными барабанами. Значения действа мы не поняли. Но, правду говоря, интересно не столько шествие, сколько древний репертуар, который исполняли марширующие.
Будущие невесты
Сасаки вступают в браки рано. Девочка в 14 лет считается уже готовой к семейной жизни. Зрелость и готовность определяется ткацкими навыками будущей невесты. Как только она соткала первый материал самостоятельно, может идти замуж – таков древний обычай этого племени.
На ткацких фабриках мне бывать не приходилось. Но ловкости и проворству пальцев местных женщин стоит позавидовать. Их ежедневное ремесло на глазах туристов превращается в волшебство. Удивительно то, что наблюдающие за процессом иностранцы, похоже, нисколько не мешают ткачихам.
На вспышки фотоаппаратов местное население уже не реагирует – привыкли. Зато дети смотрят смущенно и удивленно одновременно. Ни детских площадок, ни игрушек у ребят нет. Целый день, что мы провели в деревне, они были предоставлены сами себе. Мальчишка лет четырех устроился в картонном ящике из-под овощей и наблюдал за происходящим.
Что ожидает этих детей? Гид, словно угадывая мои мысли, произнес то, что меня повергло в шок. При всем гостеприимстве сасаки не впускают в свои семьи «чужих». Это значит, что их дети-подростки сочетаются браком только с членами своей семьи. Со своими родными и двоюродными братьями и сестрами.
Так и живут сасаки – возводят дома из бамбука, продолжают род, не достигнув полового созревания, и с нетерпением ждут новую группу туристов, чтобы продать им ткани собственного производства. Это их настоящее и неизбежное будущее. Грустно…
26 октября 2015